В 2013 году мы занимались одним проектом (деньги были Януковича или точнее "семьи"), задачи перед нами ставились разные, но одна, в частности, касалась распространения информации по поводу ассоциации с ЕС - это же была идея Януковича и его компании. И мы все время говорили об этом, мы столько инфографики нарисовали, сколько ни одна грантоедская организация, которых в Украине тысячи и которые параллельно тоже рекламировали ассоциацию с ЕС, даже представить не могла. Общественное мнение воспринимало ассоциацию позитивно, замеры это показывали. Рейтинг товарища Януковича бил рекорды, у него никакой оппозиции в тот момент не было, потому что евроассоциация - это и был козырь оппозиции, и Янукович расслабленно так этим козырем всех бил.
В августе 2013 года Янукович слетал в Сочи, встретился там с Вевепу, и вскоре мы получили письмо о том, что расклад изменился, нужно отказываться от ассоциации с ЕС и так же бойко, как раньше, но теперь уже рассказывать, как это все будет хуево, и что пока что Украина берет паузу.
У меня был зам, навязанный мне нашим "семейным" начальством - интеллигентнейший бородатый гомосек. Мне сначала казалось, что он не создан для той работы, которой мы занимаемся. Потом оказалось, прекрасно он для этой работы подходит, и вообще мужик мировой - понемногу мы с ним сдружились, к моменту получения этого письма сдружились точно. В общем, мы его прочитали и решили сходить в ресторанчик по соседству, откушать по тарелке гаспачо, дабы переваривать полученную новость не натощак.
И вот, помню, мы сидим уже у опустевших тарелок, гомосек этот вылавливает остатки крутонов в своей бороде, а я рассматриваю очередную инфографику о преимуществах ес, сделанную и распечатанную еще до получения письмеца. Инфографика касалась денег, которые Евросоюз выделяет Украине на начальном этапе ассоциации - я суммы точно не помню, но это неплохие деньги, и транши очень четкие, например, на сертификацию украинской продукции по стандартам ЕС почти миллиард евро и на че та там фермерское - еще полмиллиарда, и на энергосбережение еще какая-то сумма. И я говорю гомосеку:
- И ты понимаешь, что теперь все эти деньги, а может и еще столько же, потратят не на сертификацию и энергосбережение, а на новый Майдан?
А он такой кивает и по старинной гомосексуальность традиции отвечает вопросом на вопрос:
- Интересно, а что такого Вевепу сказал Януковичу в Сочах, что тот, не тормозя, решил делать разворот? Он же понимает, наверное, что его снесут. Может, у Вевепу фотографии сохранились тех времен, когда Янукович отбывал заключение? Типа, Янукович на нарах стоит раком, а его все зэки по очереди шпарят? Боится огласки?
А я в шутку предполагаю:
- Нет, наверное, Вевепу сказал ему, что отберет Крым.
Я об этом разговоре как-то подзабыл, что и не удивительно, столько всего случилось потом. Забыл шутку про Крым. По честному аннексия Крыма казалась мне невероятной историей. А вот недавно мы встретились с тем бородатым дядей, попили кофий - и он напомнил мне. И я вспомнил заодно, каким неплохим был 2013 год во всех смыслах - не для меня лично, хотя и для меня тоже. Киев был буквально нафарширован деньгами. В Киеве открылся подольский тоннель и крутая развязка на Почтовой площади; аэропорт Борисполь перестроили, и он стал походить на те здоровенные международные аэропорты, в которых нам всем доводилось пересаживаться; открылось сразу несколько ТЦ, например, Гуливер; Киев был чистым, ярко освещенным и аккуратным, и блестел, как свежеотпрессованная монета.
Я сейчас не очень верю, что действительно какие-то внешние деньги использовались во время второго Майдана. Это как-то нелогично: сначала взорвать тот аккуратный провинциальный украинский мирок коктейлями Молотова, а потом не понимать, что делать с его обугленными останками.
Хотя это, конечно, и не очень важно. Другое дело, что вышло потом.
Я когда-то здесь на АО писал, что вторая революция - не моя история, слишком она была жесткая с самого начала. И на происходившее после я смотрел с некоторым отчуждением. Но некоторые истории меня поразили, например, волонтерское движение. И не только. Электронное декларирование доходов - это уже из нового, поразило меня еще больше. Честно говоря, вот это самое электронное декларирование поразило больше всего: я начал понимать, что украинские реформы, хоть они идут через пень-колоду, медленно и главное, невесело, может быть принесут результат. То есть, все-таки не зря потрачены силы были на революцию
