Украина глазами современников

Обсуждаем страны, в которых жили-были, куда планируем поехать на время или навсегда. Наследие ПиЭ. Категорически не приветствуется проявление элементов национальной нетерпимости!

Модераторы: PodneBesnay, 0льгерт Палтус, kamill

Аватара пользователя

peredoz

почётный профессор
почётный профессор
Сообщения: 9879
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 64 раза

Re:

Сообщение 05 июл 2016 11:38

Игнасио писал(а):не, ну так то и у нас в Питере ни Жигулей ни Волг!
А как-же импортозамещение? :shock:
Лада-седан и прочая петрушка? :lol:
Слава нації!!!

Аватара пользователя

PodneBesnay

ангел
Сообщения: 15838
Благодарил (а): 104 раза
Поблагодарили: 175 раз

Re: Украина глазами современников.

Сообщение 05 июл 2016 11:45

безтрусоff писал(а):Третий, когда они пытаются найти на улицах хоть одну Ладу или Жигули.
Все хуево живете :-D
Все правильно, мы тоже на "горбатых" уже давным-давно не передвигаемся
peredoz писал(а):Лада-седан
баклажан, епта
безтрусоff писал(а):Первый шок наступает после того, как россияне пробуют наши продукты и еду.
конечно, шок, еда на любителя, к коим себя никогда не относила
Every one why does not believe in miracles, is not a realist...

Аватара пользователя

Игнасио

зав. кафедрой
зав. кафедрой
Сообщения: 17662
Благодарил (а): 5258 раз
Поблагодарили: 842 раза

Сообщение 05 июл 2016 11:50

а какой шок если попробовать тайскую кухню!!! уууу - до прыщей!!

Аватара пользователя

kamill

почётный профессор
почётный профессор
Сообщения: 13614
Благодарил (а): 418 раз
Поблагодарили: 491 раз

Re: Украина глазами современников.

Сообщение 07 июл 2016 09:29

:arrow:
Просмотр фотографий возможен только для клубных участников. Получить доступ >>

Аватара пользователя

kidzhebeli

ассистент
ассистент
Сообщения: 3121
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 50 раз

Re: Украина глазами современников.

Сообщение 10 июл 2016 06:40

Очень интересные впечатления Н.С. Лескова об Украине и ее народе:
Лесков писал(а):Вся местность, называемая некоторыми "Киевскою Русью" в отличие от коренной "Руси Московской", есть прекрасный край, где нравственность жителей стоит значительно выше московской. Малоросс боится всякого обмана, он боится и "жида", и москаля, хотя жида он боится несколько менее, а москаля несколько более. Москаля хохол иначе себе и не представляет, как обманщика, как предприимчивого, пронырливого и ловкого человека, с которым человек тихого малороссийского характера никак не может справиться. Когда москаль хвалится (в "Катерине" Шевченко), он говорит: "Кого наши не надуют". Вместо слова "солгать" малороссы говорят: "не кажите по-московськи"; хвастать тоже называется "москаля свезть". Такие обороты народного сложения показывают, что малоросс в самом деле весьма боится способнейшего к обману великоросса и не чувствует симпатий к его разухабистой натуре.
Ум малоросса приятный, но мечтательный, склонен более к поэтическому созерцанию и покою, а характер этого народа малоподвижен, медлителен и не предприимчив. В лучшем смысле он выражается тонким, критическим юмором и степенною чинностью.
Стоит только вспомнить деревни малороссийские и великорусские, черную, курную избу орловского или курского мужика и малороссийские хутора. Там опаленная застреха и голый серый взлобок вокруг черной полураскрытой избы — здесь цветущая сирень и вишня около белой хаты под густым покровом соломы, чисто уложенной в щетку. Крестьяне малорусские лучше одеты и лучше едят, чем великороссы. Лаптей в Малороссии не знают, а носят кожаные чоботы; плуг возят здесь двумя, тремя парами волов, а не одною клячонкою, едва таскающею свои собственные ноги.
По совести говоря, не надо быть особенно зорким и особенно сильным в обобщениях и сравнениях, чтобы видеть, что малороссийский крестьянин среднего достатка живет лучше, достаточнее и приятнее соответственного положения крестьянина в большинстве мест великой России.
Нравы в Малороссии и в Белоруссии везде сравнительно много выше великорусских. Это общепризнанный факт, не опровергаемый никем и ничем, ни шаткими и сбивчивыми цифрами уголовной статистики, ни высоким и откровенным словом народной поэзии. Малороссийская звучная песня, как дар лесных дриад, чиста от выражения самых крайних помыслов полового схождения. Мало того, малороссийская песня гнушается бесстыжего срамословия, которым неизбежно преизобилует народное песнетворчество в России. Малороссийская песня не видит достойного для себя предмета во всем, что не живет в области сердца, а привитает, так сказать, у одной "тесовой кроватки", куда сразу манит и здесь вершит любовь песня великорусская.
Поэзия, выражающая и культ народа в Малороссии, без сомнения, выше, и это отражается во все стороны в верхних и нижних слоях общества. Лермонтов, характеризуя образованную малороссиянку, говорит: "От дерзкого взора в ней страсти не вспыхнут пожаром, полюбит не скоро, зато не разлюбит уж даром". И, исходя отсюда разом к нижайшей степени женского падения, отмечаем другой факт: нет примера, чтобы малороссийская женщина держала притон разврата. Профессия эта во всей черте еврейской оседлости принадлежит или немкам, или полькам, или же еврейкам, но в сем последнем случае преимущественно крещеным.
:arrow: Ссылки доступны только для зарегестрированных пользователей
Omnia vincit Amor: et nos cedamus Amori!

Аватара пользователя

безтрусоff

Модель Академии
Модель Академии
Сообщения: 9374
Благодарил (а): 526 раз
Поблагодарили: 312 раз

Re: Украина глазами современников.

Сообщение 10 июл 2016 12:20

щас и Лескова объявят пятой колонной... :-D
Без трусoff. Совсем.

Аватара пользователя

boomstick

реальный пацан
реальный пацан
Сообщения: 9946
Благодарил (а): 566 раз
Поблагодарили: 530 раз

Сообщение 10 июл 2016 12:53

ну почему же. мы же не вы - это вы улицы имени Лескова переименовали в Киеве, Запорожье , Николаеве и т.д. уж чем вам русские классики мешают строить своё майданутое будущее:( эх знал бы он, написал бы по другому. :-D

Аватара пользователя

безтрусоff

Модель Академии
Модель Академии
Сообщения: 9374
Благодарил (а): 526 раз
Поблагодарили: 312 раз

Сообщение 10 июл 2016 20:21

boomstick
тебя, традиционно, обманули, шикарный торс ! :-D
жива-здорова улица Лескова в Киеве на правом берегу ;)

Аватара пользователя

Игнасио

зав. кафедрой
зав. кафедрой
Сообщения: 17662
Благодарил (а): 5258 раз
Поблагодарили: 842 раза

Сообщение 10 июл 2016 20:59

Ну насчет. Честности и того , что «. Малоросс боится всякого обмана, » у нас тоже есть пословица- где хохол прошёл, там еврею делать нечего и мой личный опыт это подтверждает.
А по поводу того, что
Лермонтов, характеризуя образованную малороссиянку, говорит: "От дерзкого взора в ней страсти не вспыхнут пожаром, полюбит не скоро, зато не разлюбит уж даром". Можно сказать, что поэт боготворил и Кавказ и что с того? Он был разочарован русским светом потерпел неудачи и был ранен в душу русскими женщинами вот и изливал желчь на них, воспевая других. Кстати. Подумайте и скажите мне а где собственно поэт мог иметь общение с образованной малороссиянкою. Это кто такие? Среди его знакомых таковых нет. Разве что мимолётная, которая тоже ему отказала...
А в отношении русского народа лучше всего почитать нашего и вашего. Николая Васильевича !

Аватара пользователя

безтрусоff

Модель Академии
Модель Академии
Сообщения: 9374
Благодарил (а): 526 раз
Поблагодарили: 312 раз

Re:

Сообщение 10 июл 2016 22:42

Игнасио писал(а): Среди его знакомых таковых нет. Разве что мимолётная, которая тоже ему отказала...
я дико извиняюсь, вы в прошлой жизни часом не в III отделении е.и.в. канцелярии, у Александра Хростофоровича служили ? :lol: :lol:
Без трусoff. Совсем.

Аватара пользователя

Игнасио

зав. кафедрой
зав. кафедрой
Сообщения: 17662
Благодарил (а): 5258 раз
Поблагодарили: 842 раза

Сообщение 10 июл 2016 23:12

было дело!! и там побывал!!

Аватара пользователя

kidzhebeli

ассистент
ассистент
Сообщения: 3121
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 50 раз

Re:

Сообщение 12 июл 2016 01:52

безтрусоff писал(а):жива-здорова улица Лескова в Киеве на правом берегу
А точнее, на Печерске. На ней еще печерская налоговая находится.
Игнасио писал(а):Подумайте и скажите мне а где собственно поэт мог иметь общение с образованной малороссиянкою. Это кто такие?
Княгиня М. А. Щербатова (урожд. Штерич). Из-за нее Лермонтов дрался на дуэли с Барантом, повлекшей вторую роковую ссылку поэта на Кавказ.

Кстати, в том же посвящении Щербатовой, которое цитирует Лесков, есть такие поистине замечательные строки:

Как племя родное,
У чуждых опоры не просит
И в гордом покое
Насмешку и зло переносит.


И опять же, как и у Тютчева, в стихотворении нет никакой Малороссии, а есть Украйна (дважды)! —)

:arrow: Ссылки доступны только для зарегестрированных пользователей
:arrow: Ссылки доступны только для зарегестрированных пользователей
А в отношении русского народа лучше всего почитать нашего и вашего. Николая Васильевича
Николай Васильевич в этом смысле был большой путаник. Есть хорошая статья по этому поводу:
Олег Проскурин. Почти свои. Откуда пошла украинофобия
В конце декабря 1828 года выпускник Нежинской гимназии высших наук Николай Гоголь-Яновский прибыл в Петербург делать государственную карьеру. Карьера, увы, не задалась. На всякий случай, правда, в столицу была прихвачена стихотворная идиллия (из «немецкой» жизни!) «Ганц Кюхельгартен»: если уж не государственная карьера, так литературная слава!.. Идиллия, благоразумно изданная под псевдонимом, провалилась... Несколько освоившись в столичной литературной жизни, Гоголь не без удивления обнаружил, что здесь в моде «все малороссийское». На то были особые причины. Новейший романтизм обострил интерес к местному колориту, к «народности», к национальному фольклору и старинным преданиям. Малороссия (как тогда чаще называли Украину) была в этом отношении очень выигрышным материалом: своя — и чуть-чуть не своя. Жупаны и черевички выглядели все же экзотичнее и, следовательно, поэтичнее, чем зипуны и лапти. Что ж, Гоголь станет автором малороссийских повестей...

Легко сказать — станет! Ничего специфически украинского (кроме некоторого знания «малороссийского наречия» да местной юмористической словесности) Гоголь из Малороссии не вывез. Но он не растерялся. А малороссийская маменька на что? Он теребит ее просьбами поскорее слать в Петербург всякие этнографические сведения («Да расспросите про старину хоть у Анны Матвеевны или Агафию Матв.<еевну>: какие платья были в их время у сотников, их жен, у тысячников, у них самих; какие материи были известны в их время, и все с подробнейшею подробностью; какие анекдоты и истории случались в их время смешные, забавные, печальные, ужасные»). Из этих сомнительных данных, полученных из вторых и третьих рук (да еще из двух-трех случайных книжек), Гоголь и создает «Вечера на хуторе близ Диканьки». Совершилось чудо: повести не только сделали автора всероссийски знаменитым, но и сформировали в сознании русского читателя самый образ Украины.

Образ получился совершенно фантастическим. Заметили это, однако, очень немногие. Правда, Николай Полевой, издатель влиятельного журнала «Московский телеграф», в рецензии на первый том «Вечеров...» зашел даже так далеко, что заподозрил в малороссийском авторе самозванца: «Понимаем то, что это писал не пасичник и не малороссиянин... вы самозванец-пасичник, вы, сударь, москаль, да еще и горожанин». Но подобные претензии утонули среди всеобщих похвал (так что и Полевой поспешил загладить ошибку и в рецензии на вторую книжку «Вечеров» уже утверждал, что автор «очень хорошо воспользовался юмором своих земляков»). В гоголевской Украине читатели нашли то, что желали найти: народность, патриархальность, поэзию, юмор и умеренную экзотику. Даже Осип Сенковский, к Гоголю весьма и весьма не расположенный (о чем ниже), писал о малороссийских повестях: «Как не полюбить этих молодых казачек, с такими круглыми бровями, с таким свежим и румяным лицом? Как не находить удовольствия в картине этих нравов, добродушных, простых, забавных?»

Но скоро Гоголю стало тесно в созданной им Украине. Он захотел стать автором всероссийским. Его честолюбию рисовались грандиозные задачи: художнически охватить всю русскую жизнь — и с помощью искусства исправить ее, преобразить, привести в соответствие с высоким идеалом. Так появились «Ревизор», потом «Мертвые души»...

Эти сочинения раскололи аудиторию. Часть литературной и читающей публики оценила усилия Гоголя очень высоко. Другая — и, надо заметить, едва ли не бóльшая — встретила явление нового Гоголя с негодованием: нарисованная в его сочинениях картина современной России показалась чрезвычайно неприглядной и, следовательно, неверной. Ни одного симпатичного лица! Ни одной привлекательной черты!.. Да полно, нет ли здесь злого умысла?..

Чтобы понять причины столь бурной реакции, нужно иметь в виду, что годы литературного возмужания Гоголя — это пора расцвета русского патриотизма, в частности патриотизма бюрократической и светской верхушки. Этому патриотическому расцвету предшествовали тревожные времена. В 1830 году утвердившийся порядок в Европе потрясли две революции — во Франции и в Бельгии. Многие ожидали потрясений и в России. Затем случилось польское восстание, перешедшее в настоящую национальную войну. Многие ожидали европейского вооруженного вмешательства... Но все обошлось. Потрясений не случилось; восстание было успешно подавлено; просвещенная Европа ограничилась сотрясением воздухов, то есть гневными парламентскими филиппиками. А тут еще, воспользовавшись моментом, удалось заключить с ослабевшей Турцией договор, который превращал извечного врага России почти в ее сателлита. А потом дипломатические противоречия едва не привели к войне между крупнейшими европейскими державами — к вящей радости петербургского двора... В общем, патриоты ликовали. Балы сменялись парадами. Парады балами. Печать наполнилась славословиями великой России, ее мудрой власти и ее доблестным войскам.

Сам Гоголь не остался чужд этой атмосфере: ее дыхание чувствуется в «Тарасе Бульбе» (этим сочинением Гоголь потом всегда козырял, когда хотел получить от властей материальную помощь). Но, увы, история показывает, что результат национального самодовольства — это не «полный гордого доверия покой», а неспособность адекватно воспринимать то, что не похоже на славословия. Так случилось и на этот раз.

Примечательна в этом смысле реакция на «Ревизора» директора департамента иностранных исповеданий Филиппа Филипповича Вигеля, в иных случаях человека остроумного и наблюдательного. Он пишет о «Ревизоре» в Москву, господину Загоскину (сочинителю другого «Юрия Милославского»): «Автор выдумал какую-то Россию и в ней какой-то городок, в который свалил он все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находишь: сколько накопил он плутней, подлостей, невежества. Я, который жил и служил в провинциях, смело называю это клеветой в пяти действиях. А наша-то чернь хохочет, а нашим-то боярам и любо; все эти праздные трутни, которые далее Петербурга и Москвы России не знают, половину жизни проводят заграницей, которые готовы смешивать с грязью и нас, мелких дворян и чиновников, и всю нашу администрацию, они в восторге от того, что приобретают новое право презирать свое отечество, и, указывая на сцену, говорят: вот ваша Россия!» Итак, по мысли Вигеля, клеветнический пафос Гоголя питается и поощряется духом космополитизма. Этот дух отравил даже «нынешнего» Жуковского, в чьем кружке Гоголь превращен в корифея. А говоря о дружественной Гоголю «московской партии», Вигель прямо указывает на заграничный источник зла: «У них есть политическая вера, космополитизм, которая распространяется парижской пропагандой». Указание симптоматично: в тогдашней политической мифологии таинственный «парижский центр» играл примерно такую же роль, что и «вашингтонский обком» в нынешней...

Еще более бурное негодование вызвали «Мертвые души». Обширной рецензией в журнале «Русский вестник» откликнулся на гоголевский труд знакомый нам Николай Полевой. Он прямо адресовал Гоголю обвинения в антироссийской «клевете»: «Вы клевещете не только на человека, но и на родину свою. Зная Россию, смело называем мы ложью и выдумкою изображения в „Мертвых душах“». (Поразительно, до какой степени заявление Полевого совпадает с эпистолярными инвективами Вигеля — совпадает не только по существу обвинений, но и словесно: патриотический «дискурс» выработал не только идейные, но и риторические стереотипы.) Критику кажется, что европейский мир изображается Гоголем с симпатией, а Россия — с презрением и насмешкой:

«Между тем как его восхищает всякая дрянь итальянская (имеется в виду очерк „Рим“. — О. П.), едва коснется он не итальянского, все становится у него уродливо и нелепо! Вы скажете, что Чичиков и город, где он является, не изображения целой страны, но посмотрите на множество мест в „Мертвых душах“: Чичиков, выехавши от Ноздрева, ругает его нехорошими словами. „Что делать? — прибавляет автор, — русский человек, да еще и в сердцах!“ — Пьяный кучер Чичикова съехался с встречным экипажем и начинает ругаться. „Русский человек, — прибавляет автор, — не любит сознаваться перед другим, что он виноват!“ — Автор изображает извозчика, который „заворотил в кабак, а потом прямо в прорубь, и поминай как звали“. „Эх! русский народец, — прибавляет он, — не любит умирать своею смертью!“ — Автор изображает красотку (ту самую, которую сравнивал он с яичком) и уверяет, что у нее было такое лицо, какое только редким случаем попадает на Руси, гдe любит все показаться в широком размере, все что ни есть, и горы, и леса, и степи, и лица, и губы, и ноги! <…> Какие-то купцы позвали на пирушку других купцов — „пирушку на русскую ногу“, и „пирушка, — прибавляет автор, — как водится, кончилась дракой“ <…> Спрашиваем: так ли изображают, так ли говорят о том, что мило и дорого сердцу? Квасной патриотизм!! Мм. гг., мы сами не терпим его, но позвольте сказать, что квасной патриотизм все же лучше космополитизма... Какого бы?.. Да мы поймем друг друга!..»

Этот длинный список антипатриотических мест (курсивом автор выделяет наиболее антипатриотические) знаменателен во многих отношениях. За несколько лет до того министр народного просвещения Сергей Уваров в кабинете шефа политической полиции графа Бенкендорфа зачитывал вслух бледному Полевому подобный же список антипатриотических и подрывных цитат — извлеченных из его, Полевого, журнала «Московский телеграф»!.. Журнал был закрыт, Полевой сломлен. Теперь он — вольно или невольно? — расправлялся с Гоголем теми самыми приемами, которыми гвоздил его Уваров. Да и формула «квасной патриотизм» возникла по ходу изложения не случайно: она появилась впервые в «Московском телеграфе»; современники приписывали ее Николаю Полевому (хотя подлинным автором ее был князь Вяземский). Теперь, отрекаясь от былых ошибок, приходилось утверждать, что квасной патриотизм все же лучше продемонстрированного Гоголем космополитизма. Какого? Догадаться нетрудно: альтернатива русскому квасу — французское шампанское. Стало быть, и здесь без парижского центра не обошлось...

Давним соперником и ненавистником Гоголя (впрочем, ненависть была взаимной) был и редактор «Библиотеки для чтения» Осип Сенковский. Каждая книга Гоголя вызывала с его стороны язвительную рецензию. После «Ревизора» и «Мертвых душ» к обычным обвинениям в дурном вкусе и невежестве Сенковский — в духе времени — добавил обвинения в недоброжелательном отношении к России и русским («Вы систематически унижаете русских людей»). А в рецензии на итоговое Собрание сочинений Гоголя появилось и нечто новое: оказывается, Гоголь очерняет Россию по той причине, что он... украинец.

Прежде всего, малоросс к чему ни прикоснется — все превращается в грязь и сальность. Таковы уж свойства украинского юмора. Эти свойства были вполне уместны в малороссийских повестях (как элемент местного колорита и народного характера). Но когда Гоголь перешел к русским темам, требующим вдумчивости, глубокого знания общества и природы человека, — тут-то провинциальный украинский юмор и обнаружил свою несостоятельность:

«Отсутствие... художнической наблюдательности наш украинский юморист заменил коллекцией гротесков, оригиналов, чудаков и плутов без всякой важности для философической сатиры; их грязные похождения объявил „перлами своего создания“; тешится над ними от души, заставляет их ради лирического смеху сморкаться, чихать, падать и ругаться сколько душе угодно канальями, подлецами, мошенниками, свиньями, свинтусами, фетюками; марает их сажей и грязью; льет на них всякую нечисть... С тех пор усвоенный им юмор украинских чумаков сбросил последнюю узду вкусу: в „Чичикове“ наш Гомер, для вящей потехи, без обиняков высовывал язык читателям; но в последней комедии его, „Женитьба“, творении, ниже которого ничего не сотворило дарование человеческое, эти степные „жарты“ дошли до того, что возбудили отвращение даже в самых неразборчивых любителях крупной театральной соли и жирного литературного соусу.»

Но самое эффектное было произнесено в финале:

«В издании „Сочинений“ помещены некоторые драматические отрывки и род повести, „Шинель“. Все то же, что и в „Ревизоре“, что и в „Женитьбе“, что и в „Чичикове“: такая же напряженная малороссийская сатира против великороссийских чиновников, такие же сказки про игроков.»

Итак, вот оно, главное! В сочинениях Гоголя Русь получается столь отвратительной не только потому, что автор иначе писать не умеет, но и потому — и едва ли не в первую очередь потому — что он, как малоросс, враждебен России...

У этого критического хода есть личный подтекст. После разгрома польского восстания 1831 года Сенковский порвал всякие связи с «польским делом». Но собратья по перу (да и некоторые читатели) при всяком удобном случае припоминали ему его польское происхождение. В своем разборе Гоголя Сенковский искусно перевел поток патриотической ненависти от привычного раздражителя к новому. Он национально окрасил Гоголя. До сих пор украинцы воспринимались не как враждебный народ, а почти как свои.. Их можно было не любить и приписывать им те или иные негативные качества — но даже не любили их примерно так, как могли не любить ярославцев или костромичей, носителей областных пороков. Но свои ли они? Или только прикидываются? Ведь, прикидываясь своими, они не только могут невозбранно очернять Русь, но и успешно прививать ненависть и презрение к родному доверчивым душам великороссов... И если так, то не опаснее ли украинцы, чем даже поляки?.. Антипатриотическое зло неясного происхождения обрело конкретный облик, стало осязаемым, «домашним».

Мысль, выраженная Сенковским, — по условиям времени — вскользь и намеком (сколько-нибудь подробно в тогдашней прессе нельзя было писать даже о польских кознях; считалось, что под благодатной сенью Престола царит полная гармония и дружба народов!), упала на благоприятную почву.

Сенковского принято было поругивать, но читали его все. И потому неудивительно, что его мнение о Гоголе оказало сильнейшее воздействие на восприятие и толкование гоголевского творчества в «хорошем обществе». Очень наглядно это видно на примере нашего доброго знакомого Филиппа Филипповича Вигеля. В 40-х годах он приступил к работе над знаменитыми записками — увлекательной, но необыкновенно злоязычной хроникой своего времени. Влияние концепции Сенковского здесь несомненно. Вигель усвоил ее творчески. Оказывается, все украинцы и украинские писатели издавна были тайными врагами России и старались вредить ей как могли: «Они, несмотря на единоверие, единокровие, единозвание, на двухвековое соединение их Родины с Россией, тайком ненавидели ее и Русских, Москалей, кацапов». Первым в ряду этих ненавистников оказывается Василий Капнист, автор знаменитой антибюрократической комедии «Ябеда»: «Не обращая внимания на наши слабости, пороки, на наши смешные стороны, он в преувеличенном виде, на позор свету, представил преступные мерзости наших главных судей и их подчиненных. Тут ни в действии, ни в лицах нет ничего веселого, забавного, а одно только ужасающее, и не знаю почему назвал он это комедией». Нетрудно заметить, что Капнист-комедиограф здесь подогнан под Гоголя в толковании Сенковского («напряженная малороссийская сатира против великороссийских чиновников»). Представителем антирусской линии, открытой Капнистом, оказывается и сам Гоголь — не названный в записках по имени, но легко узнаваемый по плодам вредоносной деятельности. «Лет сорок спустя, — продолжает Вигель, — один из единоземцев его, малорослый Малоросс, коего назвать здесь еще не место, движимый теми же побуждениями, в таком же духе написал свои комедии и повести. Не выводя на сцену ни одного честного Русского человека, он предал нас всеобщему поруганию в лицах (по большей части вымышленных) наших губернских и уездных чиновников. И за то, о Боже, половина России провозгласила циника сего великим!» Со времени письма Загоскину произошли, как видим, существенные изменения: для объяснения источников зла уже не требуется «парижская пропаганда»...

Среди истинных патриотов, разделяющих концепцию Сенковского, оказался не только бдительный Вигель, но и знаменитый бретер и картежник граф Федор Толстой-Американец (тот самый, которого Грибоедов обессмертил в стихах: Ночной разбойник, дуэлист, / В Камчатку сослан был, вернулся алеутом, / И крепко на руку нечист). О реакции неукротимого графа на творчество Гоголя рассказал С. Т. Аксаков в своих воспоминаниях: «...Были люди, которые возненавидели Гоголя с самого появления „Ревизора“. „Мертвые души“ только усилили эту ненависть. Так, например, я сам слышал, как известный граф Толстой-Американец говорил при многолюдном собрании в доме Перфильевых, которые были горячими поклонниками Гоголя, что он „враг России и что его следует в кандалах отправить в Сибирь“». Письмо к Гоголю его конфидентки и постоянной корреспондентки А. О. Смирновой-Россет (от 3 ноября 1844 г.) разъясняет, почему граф считал Гоголя врагом России. Смирнова пересказывает разговор в столичном великосветском салоне: «У Ростопчиной при Вяземском, Самарине и Толстом разговорились о духе, в котором написаны ваши „Мертвые души“, и Толстой сделал замечание, что вы всех русских представили в омерзительном виде, тогда как всем малороссиянам дали вы что-то вселяющее участие, несмотря на смешные стороны их; что даже и смешные стороны имеют что-то наивно приятное; что у вас нет ни одного хохла такого подлого, как Ноздрев; что Коробочка не гадка именно потому, что она хохлачка. Он, Толстой, видит даже невольно вырвавшееся небратство в том, что когда разговаривают два мужика и вы говорите: „два русских мужика“; Толстой и после него Тютчев, весьма умный человек, тоже заметили, что москвич уже никак бы не сказал „два русских мужика“». Ох, сколько раз потом припоминались Гоголю эти мужики!..

Россет-Смирнова делает из услышанного разговора любопытные выводы: «Из этих замечаний надобно заключить бы, что вы питаете то глубоко скрытое чувство, которое обладает Малороссией...» Далее она сообщает, что сама родилась в Малороссии, воспиталась на галушках и варениках, не может забыть ни степей, ни песен малороссийских — и заключает свой ностальгический пассаж неожиданно: «Все там лучше, чем на севере, и все чрез Малороссию пройдем мы в Константинополь, чтобы сдружиться и слиться с западными собратьями славянами».

Не стоит обвинять Смирнову в логических противоречиях: она явно находилась под обаянием политических фантазий одного из участников салонного разговора — весьма умного человека Федора Тютчева. Он тогда только что вернулся из-за границы, преисполненный планами грядущего обустройства Восточной Империи, с русским царем на константинопольском престоле. Видимо, обсуждение «небратства» Гоголя и подало Тютчеву повод развернуть перед изумленной аудиторией блестящие перспективы новой империи, призванной объединить братьев-славян и вернуть в лоно славянства небратских хохлов (русскими штыками?)...

Сам Гоголь, однако, не соглашался с мыслью о враждебности «малороссийского» и русского начал. Отвечая Смирновой, он утверждал, что две природы «должны пополнить одна другую». «Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве».

Но насчет судеб двух народностей складывались уже и иные мнения. В то самое время, когда в столичном салоне велись разговоры о судьбах братьев-славян, беседы на близкие темы велись и в далеком Киеве — среди молодежи, связанной с Киевским университетом. Согласно официальному донесению, «молодые люди с идеей соединения славян соединяют мысли о восстановлении языка, литературы и нравов Малороссии, доходя даже до мечтаний о возвращении времен прежней вольницы и гетьманщины». В этих мечтаниях Украина виделась центром федерации свободных славянских народов. России в грядущей федерации места не находилось...

Причин возникновения «украйнофильства» (такое название вскоре получило новое национальное движение) было множество. Свою роль сыграли тут и европейские образцы, прежде всего польские и чешские. Но чтобы почувствовать себя народом, одних только внешних образцов мало: нужно, среди прочего, ощутить и осознать вражду к себе внутри империи. Украинофобия, возникшая и распространившаяся в русском обществе как своего рода реакция на творчество Гоголя, парадоксальным образом способствовала национальной самоидентификации украинской культурной элиты. Если даже Гоголь, желающий стать меж великороссов своим, воспринимается ими как чужой, как враг, то тем более (и тем скорее) нужно строить новую национальную (т. е. культурную, языковую и политическую) идентичность, в которой украинцы чувствовали бы себя дома, «своими».

Так критики Гоголя ускорили формирование украинского национального самосознания.
:arrow: Ссылки доступны только для зарегестрированных пользователей
Omnia vincit Amor: et nos cedamus Amori!

Аватара пользователя

Игнасио

зав. кафедрой
зав. кафедрой
Сообщения: 17662
Благодарил (а): 5258 раз
Поблагодарили: 842 раза

Сообщение 12 июл 2016 09:02

Мой Бог!! кто такой Олег Погудин по сравнению с Гоголем! и что такое его критика по сравнеию с критикой тго же неистового Виссариона!! кстати тоже украинца

Аватара пользователя

безтрусоff

Модель Академии
Модель Академии
Сообщения: 9374
Благодарил (а): 526 раз
Поблагодарили: 312 раз

Сообщение 12 июл 2016 10:01

kidzhebeli
мои аплодисменты! благодаря тебе тема перешла в интеллектуальное русло :)
не смотря на противодействие Игнасио
:D

Аватара пользователя

kidzhebeli

ассистент
ассистент
Сообщения: 3121
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 50 раз

Re: Украина глазами современников.

Сообщение 13 июл 2016 00:18

Игнасио

Я не понимаю, к чему Вы упомянули Виссариона (кстати, не украинца), который охарактеризовал Гоголя как "проповедника кнута, апостола невежества, поборника обскурантизма и мракобесия, панегириста татарских нравов"? :?

:arrow: Ссылки доступны только для зарегестрированных пользователей
Omnia vincit Amor: et nos cedamus Amori!

Аватара пользователя

boomstick

реальный пацан
реальный пацан
Сообщения: 9946
Благодарил (а): 566 раз
Поблагодарили: 530 раз

Re:

Сообщение 13 июл 2016 03:28

безтрусоff писал(а):kidzhebeli
мои аплодисменты! благодаря тебе тема перешла в интеллектуальное русло :)
не смотря на противодействие Игнасио
:D
да уж, интеллект так и прёт со всех дыр :lol: :lol: :lol:
говорят, — хороший чел… не знаю: со стороны — видней

Аватара пользователя

velofan

Профессор
Профессор
Сообщения: 8170
Благодарил (а): 44 раза
Поблагодарили: 302 раза

Сообщение 17 июл 2016 22:02

Всем привет!
Дня 3 побуду с вами. Потом опять на фронт.
Небольшой фотоотчет :arrow:

Добавлено спустя 2 минуты 50 секунд:
А те что впереди 4 - фотки от жителей нещасной руины :arrow:
Просмотр фотографий возможен только для клубных участников. Получить доступ >>

Аватара пользователя

boomstick

реальный пацан
реальный пацан
Сообщения: 9946
Благодарил (а): 566 раз
Поблагодарили: 530 раз

Сообщение 18 июл 2016 03:26

velofan
да уж! а в это время где-то на западе и центре Украины бабусе не хватает 2х грн чтобы купить буханку самого дешёвого хлеба. У НИХ ВЕДЬ "вiйна", а это не шутки. :( :twisted:

Аватара пользователя

Алексейй

почётный профессор
почётный профессор
Сообщения: 13150
Благодарил (а): 1601 раз
Поблагодарили: 880 раз

Сообщение 20 июл 2016 18:19

безтрусоff писал(а): но в Киеве, в Харькове, в Днепре, в Одессе и уж тем более, во Львове они действительно редкость на фоне Ланосов да Лексусов.
и что? в МСК, Питере и других миллионниках тоже собираются посмотреть на раритетные жигуленки, а лексусом и пр. никого не удивить.... про Львов и так понятно. точно так же обстоят дела в Беларуси. им проще пригнать б/у и лохматки из Польши и Германии, чем пользоваться постсоветским автопромом.
странное меню составил твой одноимёнец..
а может и однофамилец :lol:

Аватара пользователя

velofan

Профессор
Профессор
Сообщения: 8170
Благодарил (а): 44 раза
Поблагодарили: 302 раза

Re: Украина глазами современников.

Сообщение 20 июл 2016 19:46

:arrow:
Просмотр фотографий возможен только для клубных участников. Получить доступ >>

Аватара пользователя

kamill

почётный профессор
почётный профессор
Сообщения: 13614
Благодарил (а): 418 раз
Поблагодарили: 491 раз

Re: Украина глазами современников.

Сообщение 21 июл 2016 09:04

:arrow:
Просмотр фотографий возможен только для клубных участников. Получить доступ >>

Аватара пользователя

velofan

Профессор
Профессор
Сообщения: 8170
Благодарил (а): 44 раза
Поблагодарили: 302 раза

Сообщение 22 июл 2016 22:26

И опять я вас более чем на месяц покину.
Вот например что предстоит нам крушить в ближайшем будущем :shock: :-D :arrow:
Просмотр фотографий возможен только для клубных участников. Получить доступ >>

Аватара пользователя

boomstick

реальный пацан
реальный пацан
Сообщения: 9946
Благодарил (а): 566 раз
Поблагодарили: 530 раз

Сообщение 27 июл 2016 03:15

вчера в новостях передавали, что застопорился крестный ход под Киевом, из-за "угрозы подрыва".
ржака полная, как грубо и топорно работают укр.спецслужбы. сами же заложили муляжи и дымовые шашки, гранаты с выкрученными взрывателями, сами же и "нашли", для пущей важности робота притащили, собак. привлекли СМИ для огласки. комедия рассчитанная для дебилов. в Киеве обосрались, что "ветеранки КГБ" (под видом паломниц) УСТРОЯТ В КИЕВЕ ПЕРЕВОРОТ. ПУЩАТЬ НИЗЗЯ! :lol: представляю с каким наслаждением "покосили" бы этих старух из пулемёта, кабы не мировая общественность и Россия, вони будет на десятилетие. а так припугнуть и пусть поворачивают оглобли.
идиоты!

Аватара пользователя

:jgf

профессор АО
профессор АО
Сообщения: 55122
Благодарил (а): 288 раз
Поблагодарили: 1510 раз

Сообщение 27 июл 2016 12:07

boomstick, а я не видел

Аватара пользователя

безтрусоff

Модель Академии
Модель Академии
Сообщения: 9374
Благодарил (а): 526 раз
Поблагодарили: 312 раз

Re:

Сообщение 27 июл 2016 12:41

boomstick писал(а):вчера в новостях передавали, что застопорился крестный ход под Киевом, из-за "угрозы подрыва".
да. с троллингом хода перемудрили :lol:
boomstick писал(а):ржака полная, как грубо и топорно работают укр.спецслужбы.
идиоты!
согласен. :-D
в Раше бы просто элегантно запретили бы, феерично разогнали и предусмотрительно развезли бы автозаками :-D
Без трусoff. Совсем.

Аватара пользователя

Бойцовый кот

Аспирант
Аспирант
Сообщения: 2398
Благодарил (а): 219 раз
Поблагодарили: 146 раз

Re: Re:

Сообщение 28 июл 2016 05:50

безтрусоff писал(а): в Раше бы просто элегантно запретили бы, феерично разогнали и предусмотрительно развезли бы автозаками
Плохо понимаешь Россию.
Власти, наоборот, постарались бы извлечь максимум пользы для сплочения народа. Постарались хотя бы косвенно возглавить крестный ход, осуществили бы максимум информационной поддержки.
Странно, что Порошенко не догадался до такого выгодного политического хода.

Лучше маленький, да стойкий, чем большой, но пацифист!

Аватара пользователя

peredoz

почётный профессор
почётный профессор
Сообщения: 9879
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 64 раза

Сообщение 28 июл 2016 06:52

Бойцовый кот
Порошенко не авторитет. Если люди против подобного мракобесия, то МПХ они ложили на его политические ходы.

Аватара пользователя

безтрусоff

Модель Академии
Модель Академии
Сообщения: 9374
Благодарил (а): 526 раз
Поблагодарили: 312 раз

Re:

Сообщение 28 июл 2016 09:31

peredoz писал(а):Бойцовый кот
Порошенко не авторитет. Если люди против подобного мракобесия, то МПХ они ложили на его политические ходы.
просто кот вообще не знает Украину :-D
Без трусoff. Совсем.

Ответить