Западники, почвенники и русская идея

Обсуждаем страны, в которых жили-были, куда планируем поехать на время или навсегда. Наследие ПиЭ. Категорически не приветствуется проявление элементов национальной нетерпимости!

Модераторы: PodneBesnay, 0льгерт Палтус, kamill

Закрыто
Аватара пользователя

belial

профессор
профессор
Сообщения: 7700

Западники, почвенники и русская идея

Сообщение 21 июл 2011 09:10

'И те и другие любили свободу. И те и другие любили Россию, славянофилы как мать, западники как дитя...' (Н. Бердяев, 'Русская идея').

'Да, мы были противниками..., но очень странными: у нас была одна любовь, но не одинаковая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное... чувство, которое они принимали за воспоминание, а мы - за пророчество: чувство безграничной, обхватывающей все существование, любви к русскому народу, к русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно' (А. Герцен, 'К.С. Аксаков').

В этих двух цитатах курсивом отражено то историософское противостояние внутри русской культуры, которое зародилось в XIX в. и в новой форме проявляется в наши дни. Глядя 'в разные стороны', западники и славянофилы (чья традиция соответствует в дальнейшем почвенникам) увидели судьбу России в двух разных исторических ракурсах, и на вопрос, - в чем российское призвание? - дали два разных ответа.

Западники сочли Россию 'дитем' в сравнении с 'передовой Европой', которую они хотели 'догонять'. Главной русской особенностью, по их мнению, была социально-правовая отсталость. В то же время первое поколение западников (Чаадаев, Герцен, Грановский) в 1830-е гг. не отрицало своеобразия России и ее особой миссии в истории. Даже 'неистовый Виссарион' Белинский писал: 'Каждый народ играет в великом семействе человеческого рода свою особую, назначенную ему Провидением, роль'; 'только живя самобытной жизнью, каждый народ может принести долю в сокровищницу человечества' ('Литературные мечтания'). И даже антипатриотичность провоцирующих философических писем Чаадаева не помешала ему позже написать, что 'придет день, когда мы станем умственным средоточием Европы' (1835 г, письмо Тургеневу) А в 'Апологии сумасшедшего' (1837) Чаадаев утверждал: 'Я полагаю, что мы пришли после других, для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия'. И еще: '...мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество'.
► Показать

Экселенц

Тролль камурский
Тролль камурский
Сообщения: 6624

Сообщение 06 авг 2011 06:04

Эта тема сегодня вообще не актуальна, поскольку западников хают( но все идет практичсеки так как они скажут). Почвенников как таковых сегодня нет.
А что такое русская идея никто не знает. Вон Никита Михалков полагает, что главная задача нашей страны избрать царя. Видимо себя имеет ввиду, утверждая, что только при царе все хорошо будет.
Забывает при этом, что папенька его жил и при коммунистах и жил очень прекрасно. и к реставрации царизма никого не призывал!

Аватара пользователя

:jgf

профессор АО
профессор АО
Сообщения: 53530
Откуда: #1428 Elm Street
Благодарил (а): 212 раз
Поблагодарили: 1135 раз
Контактная информация:

Сообщение 07 авг 2011 16:08

Теперь главная задача нашей страны избить царя Михалкова по голове, чтобы он перестал мнить себя царём. Рылом не вышел. Вернее, очень даже вышел и именно рылом.
Дата регистрации АО в сети — 5/I-2003. Вот так незаметно пролетело 15 лет.
coffee Thank you for coöperation

Экселенц

Тролль камурский
Тролль камурский
Сообщения: 6624

Сообщение 12 авг 2011 06:37

:jgf
рыло у него обычное! на героя-любовника никак не тянет! да и коолеги его поддерживают поскольку он им постоянно внушает о своей близости к Путину. На него просто обращать внимание не нужно

Закрыто