Функциональная неграмотность

Не только об одном онанизме же читать всю жизнь ;-)

Модератор: 0льгерт Палтус

Ответить
Аватара пользователя

:jgf

профессор АО
профессор АО
Сообщения: 55387
Благодарил (а): 299 раз
Поблагодарили: 1572 раза

Функциональная неграмотность

Сообщение 14 июн 2015 11:39

Функциональная неграмотность
Давайте поговорим о функциональной неграмотности? Начнем, пожалуй, с выдержки из письма одного десятиклассника, подготовившего отзыв на премьеру фильма Л. Бунюэля “Скромное обаяние буржуазии” (1972). Вот, как оно звучало:
«Режиссеру платят большие деньги как раз за то, чтобы он нам, зрителям, все объяснил. Чтобы нам все стало понятно, а не чтобы мы сами до всего догадывались… и как же нам понимать, что режиссер имел в виду? Может, он ничего в виду и не имел, а ты за него думай… Надоело. Заумничались очень»
[-]О функциональной неграмотности начали задумываться на Западе где-то в 80-х годах прошлого века. Проблема заключалась в том, что несмотря на повальную грамотность, люди не умнели, а все хуже справлялись с профессиональными обязанностями. Несколько исследований показали, что хотя люди формально умеют читать и писать, они не понимают смысл прочтенной книги или инструкции, не могут написать логически связный текст.
[-]Люди, страдающие функциональной неграмотностью узнают слова, но не умеют декодировать язык, находить в нем художественный смысл или техническую пользу. Поэтому читатели и зрители из них никудышные — они предпочитают самую грубую и прямолинейную поп-культуру. Некоторые исследователи считают, что функциональная неграмотность хуже даже обычной безграмотности, поскольку указывает на более глубокие нарушения в механизмах мышления, внимания и памяти. Можно взять нигерийского негра, обучить его научным премудростям, и из него выйдет смышленый человек. Потому что в его голове все познавательные и мыслительные процессы протекают адекватно.

[-]Появление функциональной неграмотности в развитых западных странах совпало с первыми ощутимыми шагами данных государств к переходу в информационное общество. Знания и талант быстро ориентироваться в незнакомой среде стали критериями социального роста индивида. В MIT (как вы помните, там учился сам Гордон Фримен), был создан график рыночной стоимости сотрудника в зависимости от продвижения по двум шкалам. Первая — решение рутинных, повторяющихся действий, воспроизведение, простая усидчивость. А второе — умение выполнять сложные операции, не имеющие готового алгоритма. Если человек способен находить новые пути решения задачи, если он может на основе разрозненных данных построить работающую модель, то он является функционально грамотным. Соответственно, функционально неграмотные люди приспособлены только к труду кассиров и дворников, и то под надзором. Они непригодны к эвристической деятельности.
[-]В 1985 году в США подготовили аналитику, из которой выходило, что от 23 до 30 млн американцев неграмотны полностью вообще, а от 35 до 54 млн полуграмотны — их читательские навыки и умение писать гораздо ниже, чем это необходимо, чтобы «справиться с ответственностью ежедневной жизни». В 2003 году, доля граждан США, чьи навыки письма и чтения были ниже минимума, составила 43%, то есть уже 121 млн.
[-]В Германии, если верить сенатору по вопросам образования Сандре Шеерес, 7,5 миллионов человек (14% взрослого населения) можно назвать малограмотными. Только в Берлине таких людей живет 320.000.
[-]В 2006 г. отделение британского Министерства образования сообщило, что 47% школьников бросили школу в 16 лет, не достигнув базового уровня в математике, и 42% не в состоянии достигнуть базового уровня английского языка. Ежегодно британские средние школы отправляют в жизнь 100.000 функционально неграмотных выпускников.

[-]Посмеялись над проклятыми империалистами? Теперь посмеёмся над собой.
[-]В 2003 году у нас по школам собирали похожую статистику (по-моему, среди 15-летних). Так, вот достаточными навыками чтения тогда обладали всего 36% школьников. Из них 25% учащихся способны выполнять только задания средней сложности, например, обобщать информацию, расположенную в разных частях текста, соотносить текст со своим жизненным опытом, понимать информацию, заданную в неявном виде. Высокий уровень грамотности чтения: способность понимать сложные тексты, критически оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы продемонстрировали только 2% российских учащихся.
[-]Функциональная неграмотность, разумеется, формируется не только в детстве. Она может настигнуть и вполне взрослого человека, которого поглотила рутина монотонного существования. Взрослые и старики утрачивают навыки чтения и мышления, если они не требуются им в повседневной жизни. Мы ведь в школе и университете тоже проходим миллион всего. А скажем, химию я вообще не помню, математика — худо-бедно, про историю без википедии под рукой вообще стыдно говорить. К счастью, я пока еще не разучилась организовывать маленькие простые слова в гигантские околонаучные тексты.
[-]Надо признать, что мы живем в мире функционально неграмотных людей. Я не хочу сказать, что он создан ими, но во многом он создан для них.
Впрочем, это все скучно. Давайте лучше займемся изучением функциональной неграмотности на практике, а именно, вычленим ее главные свойства и признаки.
[-]1) Функционально неграмотные граждане избегают сложных задач, заранее уверены в провале, не имеют мотивации браться за более трудные задачи, повторяют одни и те же системные ошибки.
[-]2) Такие люди часто пытаются отмазаться от любых интеллектуальных задач, ссылаясь то на насморк, то на занятость, то на усталость.
[-]3) Честно признаются, что не любят читать.
[-]4) Просят других людей объяснить им смысл текста или алгоритм задачи.
[-]5) Попытки чтения связаны с суровой фрустрацией и нежеланием этого делать. При чтении стремительно возникают психосоматические проблемы: могут разболеться глаза, голова, сразу появляется желание отвлечься на что-нибудь более важное.
[-]6) Наши функционально безграмотные при чтении часто артикулируют губами или даже озвучивают прочтенное.
[-]7) Испытывают трудности при выполнении любых инструкций: от упражнений по шейпингу до ремонта ядерного реактора.
[-]8) Неумение выстраивать и задавать вопросы по прочтенному материалу. Не могут полноценно участвовать в дискуссиях.
[-]9) Очень заметная разница между понятым на слух и понятым от чтения.
[-]10) На проблему, вызванную собственным непониманием, реагируют либо выученной беспомощностью, либо наездом на окружающих, так как не до конца понимают, кто же все–таки прав, а кто виноват.
[-]Дополнительная сложность в том, что навык чтения и письма имеет прямую связь с умением производить какой-либо информационный контент. Фактически, отвечает за креативность в сетевом понимании термина.
Скрытый текст
Для просмотра скрытого текста необходимо быть авторизованным пользователем.
[-]Я вижу это буквально во всем, все стремится к первозданной, детской простоте и навязчивости. Реклама, Twitter из 140 букв, уровень прессы, уровень литературы. Попробуйте кому-нибудь предложить отрывок из Хайдеггера, Лакана или Томаса Манна. Читать, а уж тем более писать большие, стройные аналитические статьи умеют единицы в процентном соотношении. Я была удивлена, что эта болезнь не обошла в том числе и медиасферу: нормально пишущие журналисты нынче на вес золота и быстро выбиваются в число редакторов. Просто потому, что у них почти нет конкурентов.
[-]Деградация в первую очередь коснулась всех сфер деятельности, так или иначе связанных со словом. И если раньше массу отличал только дурной вкус, то теперь даже эту дрянь ей надо совать на ложечке в виде пережеванного желе без твердых комочков.
[-]Кстати, в исследовании Literacy in the Adult Client Population — Jones & Bartlett Publishers Ссылки доступны только для зарегестрированных пользователей приводились рекомендации, как писать тексты для функционально неграмотных людей, то есть, практически, для всего B2C-сегмента. Прямо советы по копирайту, поскольку большинство рекламных месседжей оформляются по этим законам. Я с вами поделюсь:
[-]1) Они гораздо хуже воспринимают абстрактные и обезличенные тексты, чем прямые обращения в духе «ТЫ записался добровольцем?». Надо составлять адресное сообщение, более императивное, более персонализированное. Считается, что это самое важное и эффективное правило работы с безграмотной аудиторией. Вы согласны, ведь так?
[-]2) Следует использовать слова из повседневного словаря, желательно не больше 3-4 слогов. Не надо всех этих длинных сложносоставных слов на манер немецкого языка. Надо избегать наукообразных слов (все равно им не понять нашего дискурса), технических и медицинских терминов. Желательно избегать слова, допускающие разночтение как по семантике, так и по коннотации. Нельзя использовать наречия типа «скоро», «редко», «часто» — поскольку таким людям важно знать, как скоро и как редко.
[-]3) Аббревиатуры давать полностью, «и т.д.» заменять на нормальное «и так далее», N.B. на полях вообще не писать. Вводные слова тоже надо исключать, хотя, конечно, жаль.
[-]4) Разбивать информацию в виде красивых блоков. Побольше абзацев, никакой простыни из текста. Расшифровывать статистику и графы с цифрами такие люди, как правило, не планируют в принципе.
[-]5) Предложения не должны превышать 20 слов. Заголовки тоже должны быть короткими и емкими.
[-]6) Хотели разнообразить свой текст синонимами? Хрен. Таких читателей появление новых слов только запутывает. И то, что вы в начале текста назвали «машинами», не должно вдруг становиться «автомобилями».
[-]7) Самая важная информация выносится в лид статьи, в самое начало, поскольку велик риск, что если даже читатель доберется до конца, то вот здоровье и восприятие у него будут уже не те.
[-]8) Текст надо разбавлять щедрыми пробелами, картиночками, выносками — все ради того, что читателя не отпугнула мрачная стена сплошного текста.
[-]9) Аккуратнее с картинками. Не должно быть никаких декоративных элементов, иллюстраций, перетягивающих на себя внимание. Между прочим, в социальной рекламе для такой аудитории рекомендуют не использовать, скажем, фотографии курящих беременных женщин или бухих синяков, лежащих под лавкой. Нужно показывать только то, что вы от аудитории хотите.
Скрытый текст
Для просмотра скрытого текста необходимо быть авторизованным пользователем.
[-]Каковы причины функциональной неграмотности?
[-]Тут ученые расходятся во мнениях, но лично я уверена, что это связано с увеличившимся числом информационных потоков, обрушившихся на человека. Феномен функциональной неграмотности начал формироваться, условно, в 60-70-е, в момент, когда телевидение стало цветным и массово распространенным. Я пару лет назад читала какое-то хорошее исследование из Франции, в котором утверждалось, что дети от года до трех, проводящие перед телевизором больше нескольких часов в день, утрачивали часть когнитивных функций.
[-]Я спрашивала знакомых педагогов и педиатров, они в один голос говорят, что дети, рожденные после 2000 года, поголовно страдают от СДВГ, не умеют ни учиться, ни концентрироваться, ни читать. Одновременно с этим наблюдается рост социальной дезадаптации. Детям намного удобнее и привычнее переписывать друг с другом в сети, чем общаться вживую. В Японии уже сформировалась культура геймеров и хикки, не покидающих собственную комнату. Нас это тоже ожидает.
[-]Понимаю, звучит несколько диковинно, что дети одновременно не умеют толком работать с текстами и прозябают в соцсетях, где на тексте все и строится. Но посмотрите лучше на уровень их сообщений. В сети контент генерируют несколько энтузиастов, да сотня-другая коммерческих брендов — остальное сплошной репост. При этом неважно, что репостит человек: котиков или пост про Бодрийяра, это в равно степени может свидетельствовать о функциональной неграмотности. Не зря же новое поколение сразу прозвали «убивающим раком».
[-]Всеобщая грамотность обнажила тот факт, что школьное обучение не всегда дает на выходе компетентных людей. Однако только с распространением новых каналов коммуникации проблему стало невозможно игнорировать. И если сорок лет назад ученые искали способ бороться с функциональной неграмотностью, то теперь они ищут пути взаимодействия с ней. Настолько диагноз стал всеобщим.
[-]Я обвиняю именно телевидение, а потом и компьютеризацию, digital-media. Радио — тоже сложная штука. Чтобы воспринимать на слух новости или «Беседы у камина» Рузвельта надо напрягаться и концентрироваться. Телевидение стало первым источником информации, не требовавшим никаких усилий по восприятию и анализу. Картинка заменяет дикторский текст, экшн, частая смена кадров и декораций не дают оторваться, заскучать.
[-]В те времена, когда сеть создавалась гиками, Интернет был завален умными текстами. По мере популяризации сети в нее приходили люди далекие от науки и квалифицированного труда. [-]Сейчас большинству юзеров нужно знать насколько всего слов, вроде «porn» или «flashgames», чтобы получить желаемое. Можно мгновенно переключаться с гороскопов на новостную хронику, с хроники на анекдоты, а потом на youtube или «Веселую ферму». Почти как щелкать каналы на TV. Когда я росла, мне приходилось тратить какое-то время и силы на то, чтобы развлечь себя. Игра более-менее подстегивала познавательные импульсы.
[-]Почему Стив Джобс и Билл Гейтс отнимали электронные гаджеты у своих детей? Крис Андерсон, запаролировавший домашние девайсы так, что на них нельзя было работать больше пары часов в день, рассказывал:
«Мои дети обвиняют меня и жену в том, что мы фашисты, которые слишком озабочены технологиями. Они говорят, что ни один из их друзей не имеет подобных ограничений в своей семье. Это потому, что я вижу опасность чрезмерного увлечения интернетом как никто другой. Я видел, с какими проблемами столкнулся я сам, и я не хочу, чтобы эти же проблемы имели мои дети»
[-]А ведь это люди, которые, по идее, должны боготворить новые технологии во всех проявлениях.
Скрытый текст
Для просмотра скрытого текста необходимо быть авторизованным пользователем.
[-]Будем честны, до сих пор общество не выработало определенной информационной культуры. Наоборот, все становится хуже год от года по мере того, как коммерчески ориентированные структуры захватывают информационное пространство. Отделам рекламы и SMM-маркетинга нужны потребители. А кто еще может стать лучшим потребителем, чем функционально неграмотный человек? Пусть у этих людей низкий доход, но их легион, а из–за низкого IQ они легко поддаются манипуляциям. Например, подавляющее большинство кредитных должников — люди, которые не в состоянии правильно прочитать банковский договор, прикинуть порядок выплат и рассчитать собственный бюджет.
[-]Нищета порождает нищету. В том числе и в интеллектуальной сфере. Я часто вижу, как молодые родители, чтобы избавиться от ребенка хоть на полчасика, дают ему планшетку с играми. И это в полтора-два года. Лично я начала играть и зависать перед телеком лет в пять-шесть, но к тому моменту у меня в сознании уже были сформированы приемы информационной самозащиты. Я умела отфильтровавать рекламный мусор и критично относиться к любым образам на экране. Я могла сконцентрироваться на чтении одной книги на протяжении долгих часов. А ранний доступ к несущим удовольствие и релаксацию информационным потокам ведет к стремительной деградации и атрофии синтетических функций мышления.
[-]Вы, наверно, заметили, что в мире растет неравенство между бедными и богатыми. Так вот, в скором времени у 10% людей будет не только 90% богатства, но и 90% интеллектуального потенциала. Разрыв увеличивается. Одни люди становятся все умнее, все ловчее оперируют бесконечными потоками информации, а другие превращаются в бессловесный и закредитованный скот. Причем абсолютно по своей воле. Даже пожаловаться некому. Очевидной связи между бедностью и функциональной неграмотностью нет. Гораздо большее значение имеет влияние и воспитание родителей. А также наличие функциональной грамотности у них самих.
[-]Помните старину Луначарского? Он, возможно, открыл лучший рецепт против любого вида неграмотности. На одном собрании какой-то рабочий спросил Анатолия Васильевича:
[-]— Товарищ Луначарский, вот вы такой умный. Это ж сколько институтов надо закончить, чтобы таким стать?
[-]— Всего три, — ответил он, — Один должен закончить ваш дед, второй — ваш отец, а третий — вы. .
Комментарии
ALEKSEY MISHARIN
короче, КТО НЕДОЧИТАЛ - У ТОГО И ЭТО аххахаха
2 мая

ДАРЬЯ СОКОЛОГОРСКАЯ
Именно так и диагностируется
3 мая
VIACHA MORIO
"В Японии уже сформировалась культура геймеров и хикки, не покидающих собственную комнату. Нас это тоже ожидает." Каким образом хикки и геймеры относятся к функционально неграмотным людям? Каша какая-то получается у автора.
7 мая

MAK CRAFT
Согласен - как-то ловко Хиккикомори и люди играющие в игры подстроились в раздел недоразвитых. Хикки и их действия основаны на интровертичности и социальной неловкости. А геймеры - вообще стереотип тупой, может на FB люди играющий в ферму такими и являются, но если ты возьмешь в пример хорошего игрока Eve Online - узнаешь об экономике побольше чем от препода в Универе.
PS: Статья хорошая в целом, идеи есть дельные и понятия, но есть и с чем поспорить.
7 мая

ЕЛЕНА ПУРТАГОН
Тут - да, неувязка. Ибо хикки бывают разные.
3 июня

LIDA GUMA
"Нигерийского НЕГРА"? Вы свою грамотность тоже по разным пунктам проверьте, пожалуй.
19 мая

GRAY TRIANGLE
А в Нигерии кто-то ещё живёт, постойте-ка?
21 мая

ILYA IGOREVICH
Славяне, конечно. А вы не знали?
25 мая

LIDA GUMA
нигерийцы, нет?
27 мая

GRAY TRIANGLE
И они к неграм, надо полагать, не относятся? Это монголоидные азиаты, да? Или, наверное, средиземноморские европеоиды?
30 мая

ЕЛЕНА ПУРТАГОН
А что не так? Есть нигерийские. есть иные. И все - разные. ВИКИ хотя бы - в помощь. Это для вас, вероятно, всё население Африки на одно лицо.
3 июня

GRAY TRIANGLE
Вот именно - что не так? Почему пассаж про нигерийского негра вызывает столько ненависти? Автор совершенно правильно пишет, что если взять человека из отсталой страны с уровнем грамотности менее 70% - а именно нигерийского негра, или непальского шерпа, да или хотя бы индуса-бихарца - то его можно без труда обучить по-европейски, потому что он живёт в сложных условиях и думает своей головой. в отличие от белого мусора из спальных районов. Образование в Африке к югу от Сахары, увы, не ахти, и если выбрать одного случайного негра, он с большой вероятностью будет не самым образованным, но автор говорит: это вообще не проблема, таковы социальные условия, нигерийский негр в потенциале человек СМЫШЛЁНЫЙ. Однако у местной левацкой тусовки срабатывает условный рефлекс и они начинают читать лекцию про расизм, будучи не в состоянии осмыслить вышеприведённый текст (как бы иронично это ни звучало).
5 июня

НАДЕЖДА ЗАЙЦЕВА
Белая раса пишет: "Можно взять нигерийского негра, обучить его научным премудростям, и из него выйдет смышленый человек". Про бедных тоже сильно - "закредитованный скот". У авторки высшее образование в трех поколениях? Самое грустное то, что вот такие дремучие расистские взгляды у нас к университетским дипломам, к сожалению, тоже до сих пор прилагаются ...
20 мая

GRAY TRIANGLE
А что не так? В Нигерии с образованием не очень-то хорошо, как и в большей части неарабской Африки. Нигерийский негр в большинстве случаев действительно совершенно необразованное существо, но поскольку планшета у него в детстве не было, а необходимость познавать мир была, то сделать из него функционально грамотного человека гораздо проще, чем из городского белого, который сидит перед телевизором с трёх лет. Расизма здесь я не вижу ни грамма, даже наоборот. Или у вас сработал триггер на слово "негр" и вы стали рефлекторно возмущаться?
21 мая

ALEX ANTA
А еще, частенько, к университетским дипломам прилагается бонусная заливка мозгов вязкой политикой либерастов. На полках лежит масса трудов о физических и, следственно, интеллектуальных различиях европеоидной, монголоидной и негроидной рас. Покиньте свою загнившую, и, такую уютную либеральную зону комфорта и попытайтесь расставить все точки над "и" в этом вопросе. Кстати, о мозгах - даю небольшую наводочку: доктор биологических наук Сергей Вячеславович Савельев.
21 мая

ЧЕЛОВЕК СИДЯЧИЙ
Ни в коем случае не смейте открывать Ветхий Завет, а то скорую помощь придется вызывать...
24 мая
СЕРГЕЙ ПОДГОРНЫЙ
"авторки ", ммм, грамотность, так вот ты какая.
27 мая

ЕЛЕНА ПУРТАГОН
Либерастов или либералов? Вы разницу ощущаете? В Эрэфии Вы либералов ещё и не кушали.
3 июня

KARL GRADIL
Вы, видимо, про феминитивы не слышали?
3 июня

KARL GRADIL
Так приятно видеть, что читатель_ки и автор_ки сигмы — биологические и социальные расист_ки, сексист_ки и элитист_ки. Просто красота. .
3 июня

KOSTA CHYKALOW
"авторки", как и "директорка", Сергей, разве Вы не сталкивались с таким словом? Сейчас это становится за правило так писать с точки зрения гендерного равенства.
4 июня

KOSTA CHYKALOW
+100 я тоже так подумал
4 июня

МАРИНА БУЛАВИНА
спасибо, с болью и горечью увидела в тексте частицу себя и всех знакомых заодно :) большой вопрос, правда, вызвал список признаков - как по форме (10 пунктов, пара строчек в каждом, привет эдми), так и по содержанию - откуда это?
и старые добрые атрибуты, приписываемые обеим категориям: если говорим о функционально грамотных -"отрывок из Хайдеггера, Лакана или Томаса Манна", а о функционально неграмотных - тут и грубая поп-культура, и телевизор с играми. в силу частоты употребления подобных атрибутов, они, кажется, утеряли свой смысл и у меня вызвали недоверие - тем более, в тексте о проблеме такого характера.
и тем более, когда через несколько строчек бальзам на душу: "В сети контент генерируют несколько энтузиастов, да сотня-другая коммерческих брендов — остальное сплошной репост. При этом неважно, что репостит человек: котиков или пост про Бодрийяра, это в равно степени может свидетельствовать о функциональной неграмотности. "
еще вопрос к самой идее деления людей на тех и этих - будто речь идет о беременности, которой по определению не может быть "немножко". в каждом физике есть немного лирика, мы же не абсолютные математические величины. а еще "убивающий рак" порадовал )
20 мая

КСОППЕПОП НЬЯРЛАТХОТЕПОВИЧ
"В MIT (как вы помните, там учился сам Гордон Фримен)..." WTF!?
22 мая
ПРИДУКРЧИК ПРИДУРНЫЙ
Ммм. Кокая чушь. Автор новерное думаит что я придурень так как пешу очень корява. Это так. Спциально пешу дабы подразнить бальных граматностию. Автор не розбирается в сабже вот и всё. Можна была бы канечна аругментацию выкладить, но увы. Кампиляция имоций без талкового садержания. Розвелось нынче Дмитриев Чернышевов. Учат людиков думать. да...... кунфуцзии да аристотели уже не те... не те.... прашли вримена мыслей прашли.. чсв нада раздувать, нада...
23 мая

ЕЛЕНА ПУРТАГОН
Приходите в Александринский театр на спектакль... Гамлет. После него и поговорим.
3 июня

СЕРГЕЙ ПЕДАН
Спасибо. О наболевшем :)

Вот тут хорошо про неразвитие понятийного мышления и то, что по уровням развития Пиаже психика взбирается не сама, а под воздействием напряжённой деятельности (уходя от фрустрации, когда текущий образ мышления недостаточен):
23 мая

SERGEY PROSHAK
Учу детей математике. Начало 2010-2011 у.г. (конец сентября). В двух 5-х классах дети решают задачу: "В классе из 30 учеников 6 отличников. Во сколько раз отличников меньше, чем других учеников". Решившие поднимают руку, я подхожу и ребенок "по секрету" говорит мне ответ. Угадайте, сколько детей из 58, решили задачу правильно. Ни ОДНОГО!
24 мая

ПОДРЫВ УСТОЕВ
"Лично я начала играть и зависать перед телеком лет в пять-шесть, но к тому моменту у меня в сознании уже были сформированы приемы информационной самозащиты. Я умела отфильтровавать рекламный мусор и критично относиться к любым образам на экране." Это ты у родителей спросила?
Деточка, садись, четыре. За количество буковок. Когда мы придём к власти, читать интернет, а уж тем более писать в него (красиво сказано, да) можно будет только при наличии диплома.
24 мая

ALESYA KROPKA
То неловкое чувство, когда ты родилась в 1999 и по сути относишься к функционально неграмотным людям, но текст я дочитала до конца, он мне понравился, а в пунктах, где описываются люди с функциональной неграмотностью не нашла себя.
24 мая

ЕВЛАМПИЙ СИМЕОНОВ
У вас обычная.
27 мая

KARL GRADIL
Элитистская хуйта.
24 мая

ЕЛЕНА ПУРТАГОН
Вас так зовут?
3 июня
EUGENIA MIRONOVA
Мне кажется, что функциональная неграмотность по большей части может быть диагностирована IQ-тестами.

В любом человеке заложен большой потенциал. Даже функционально неграмотный во всех смыслах человек может создать нечто удивительное.

Думаю, что автор специально сгустил краски, чтобы вызвать больший резонанс и заставить задуматься о себе, своих детях и их судьбе. Детский планшет теперь однозначно попадет в топку.
24 мая

GALINA KOTLYAROVA
О,спасибо! Побольше бы таких стате, хотя образованное большинство - утопия. Образованным, наверное, надо себе в этом признаться, можно стать только путем самообразования. Ждать,что кто-то тебя научит думать, не стоит. Учителей таких нет, да и жизнь коротка, а времена философов прошли. Рано это понявшие выбиваются вперед, позже - в хвосте, не осознавшие работают по схемам и чертежам, остальные - деградирует. Им остаются только банальные радости, скрашивающие серые будни. Я - одна из них, несмотря на то, что не люблю игры и тв.
25 мая

ЕЛЕНА ПУРТАГОН
Мне 52 полных и я учусь всю жизнь. Слава яйцам, кажется, что-то начинаю соображать... ;-)
3 июня

ЮРИЙ КОНЬКОВ
Хороший и полезный, в целом, текст безнадежно испорчен расизмом (пассаж про нигерийца). Прискорбно, что автор этого не понимает. Еще печальнее, что этого не видят редакторы сайта. Пожалуйста, не поленитесь и исправьте это место в статье, это совсем не сложно, а текст только выиграет.
с уважением,
ЮК
25 мая

TOUCH SUGAR
К неполноценным отнесли не только негров, но и геймеров, социофобов, всех без исключения смотрящих телевизор (даже если это discovery/bbc/viasat) и пользующихся компьютерами. Автор просто беспросветно завязла в ретроградности и мечтает писать гусиными перьями и читать до заката рукописные книги. Не более того. :))) Текст полезен в той же степени, как если бы я Вам написал, что Луна вращается вокруг Земли, Земля вокруг Солнца, а потом бы пустился в разглагольствования о том, как плохо, что дети нынче не играют в лапту, как прежде, и нельзя отправиться через Атлантику на пароходе, потому мода испохабилась и некуда надевать бальные платья :)))
25 мая

ЮРИЙ КОНЬКОВ
Пожалуй )) ну и с точки зрения языка текст нуждается в исправлении чуть ли не в каждом абзаце, поневоле почувствуешь себя функционально неграмотным, продираясь через "Настолько диагноз стал всеобщим" вместо "настолько всеобщим стал диагноз" и прочие речевые ошибки. Но это уже в чистом виде к редакторам претензия.
25 мая

OLHA LEBID
верно сказано! как будто плохо, что теперь все имеют право на бесплатное образование.. так званная интеллигенция в очередной раз пытается осудить чей-то индивидуальный подход к жизни.. никаких конкретных предложений.. абстрактно и банально..
31 мая

OLHA LEBID
TOUCH SUGAR
31 мая

ЕЛЕНА ПУРТАГОН
На бесплатное? Где? Бесплатное среднее ликвидировано законом госдуры в 2012-ом году.
3 июня

РОМАН ДОВГАНЬ
Вход в Сигму тоже Функционально неграмотен? Через фейсбук. Чтобы пароли и логины всякие не запоманать.
А как тренировать Функциональную Грамотность?
Для неграмотных.
25 мая
РОБЕРТ ДИАВОЛ
Написал отличный комментарий, нажал на кнопку и все пропало. Пожалуйста, не заставляйте меня чувствовать это.
25 мая
EUGENIA MIRONOVA
Любите всех - и грамотных, и неграмотных. Не в этом счастье.
25 мая

BARSUK MIHALYCH BARSUK
без наречий никак не начинается. ... товарищи сигмовцы, ежу понятно, что народ глупеет и ментальная энтропия без сопротивления себе только растет. всякая банальщина в стиле народников 19-го века, вроде:"мы им говорим, а они не понимают, ой, что будет" не самоцель таких констатаций, но очень близка по-сути. так что расслабтесь. ничего не будет. глупость доминирует в природе человека. гумманитарный характер философии умных не позволяет оным работать фактором естественного или неестественного отбора. "всех жалко. и не сопротивлямшись, победим добром". ага. как же. для тех кто до сих пор не понял из-за домашне-личностных ситуаций, напомню: вы все равно останетесь напонятыми по массе причин, перечисленных и не перечисленных выше. констатируйте этот факт. смиритесь. живите своей умной жизнью. и все. собственно, ваше понимание этого непрятного факта должно быть полным. их не изменить. отстаньте. пожалейте, согласно вашего умного миропонимания и отстаньте. пусть живут как живут, вам уже ничего не сделать. это как вирус. побороть можно попробовать, но чужой уже в вашем геноме. все.
26 мая

VALERY SOZAEV
Автор приводит один расистский пример, один раз признаётся в своей графомании и, фактически, в псевдонаучности своих текстов, дважды ссылается на "какие-то" исследования (видимо, рассчитывая на презумпцию доверия ей читателя), многократно апеллирует к своему мнению как авторитету (не понятно на каком основании), пару раз занимается кликушеством, а также использует несколько раз иные манипулятивные приёмы построения текста. Но в целом текст весьма важен и описывает действительно серьёзную проблему. Жаль автор не предложила выхода из неё, кроме как получение высшего образования в трёх поколениях по примеру Луначарского.
26 мая

ARTEM TOM
Спасибо, очень интересно. Но есть ли хоть какие-то подтверждения (хотя бы рассуждения) того, что телевизор и компьютер виноваты в функциональной безграмотности? Мне кажется, что и радио, и картины, и любые другие виды культурного или информационного взаимодействия можно упрощать, делать пригодными для функционально безграмотных. Телевизор (компьютер) просто еще один источник информации, с ним тоже надо уметь обращаться, чтобы что-то получить от него. К функциональной безграмотности подталкивает сама структура общества, структура рабочих отношений. Однако попытка выхода из этого состояния совершается разными индивидами. К сожалению, она может приводить к трагическим послежствиям — пример Любица.
26 мая

СЕРГЕЙ ФЕДОРОВ
Барак Обама - в третьем поколении выходец из семьи знахаря из Кении
26 мая

СЕРГЕЙ ФЕДОРОВ
Барак Обама - в третьем поколении выходец из семьи знахаря из Кении
26 мая
ALINE RU
Один нигерийский негр в момент нашего знакомства получал вторую по счёту степень MBA в Оксфорде, имея опыт работы в различных международных организациях. Очень интересно, что в анамнезе у барышни Дарьи.
26 мая

ЕЛЕНА ПУРТАГОН
Один российский россиянин тоже много чего получил.
3 июня

EVGENY ZAKABLUKOVSKIY
Что бы там у нее ни было, пока некоторые знакомились с нигерийцами, Дарья читала Лакана и Хайдеггера.
27 мая

NADEZHDA IVANOVA
Большинство людей во все времена были падки на халяву и развлечения, а в условиях бесконечного потока не фильтрованной информации окончательно захлебываются ею. Потребности в рациональном мышлении, ощущения ответственности за свой выбор большинство просто не испытывают. А зачем, если всё принесут на блюдечке с голубой каёмочкой? Жалеть себя - это, по-моему, просто базовый
27 мая

NADEZHDA IVANOVA
инстинкт, который оборачивается против своих же носителей. Он-то и и толкает народ после трудового дня к телевизору. Он же мотивирует любыми средствами утихомирить детей. Пусть это и не несет для них блага в будущем, только бы сейчас притихли. А задумывать о будущем - это удел непонятого меньшинства.
27 мая

NICK GREEN
за фразу "люди становятся все умнее, все ловчее оперируют бесконечными потоками информации" надо лишать доступа к клавиатуре.
27 мая

ЕВЛАМПИЙ СИМЕОНОВ
Судя по некоторым комментаторским комментариям, способность концентрироваться на длинных текстах - не залог от функциональной неграмотности.
Но с функциональной неграмотностью как-то можно ужиться. Человек не виноват что у него от длинных текстов голова болит, дедушка был простой крестьянский крестьянин, а родители на заводе работали. Куда печальнее ситуация когда, не зависимо от функциональной грамотной грамотности или безграмотной безграмотности, комментатор прочитавший статью первое что делает - это ищет способа доказать аудитории что автор - дурацкий дурак, а он, комментатор, стало быть - умнейший умный. И восстановить тем самым свою самооценочную самооценку. Дорогие друзья, как грамотные так и те кто и без академиев неплохо понимает что к чему в этом мире! Со стороны вы не выглядите умнее когда так делаете. Безграмотные люди выставляют себя дурачками смеясь над тем, что ошибочно полагают ошибкой, грамотные же - задравшими нос снобскими снобами, и от этого не лучше выглядят. Подумайте об этом на досуге. Поё мочтение.
27 мая

OLGA SIROMAKHA
Один из моих учеников сказал, что математика ему не нужна. Его дед не знал математику, отец на знает и прекрасно обошлись без неё.
28 мая
ЮРА ВОЛЯВЕТРОВ
Милая Дарья!!! Вы просто чудесны!!)
Спасибо за статью, это очень своевременное и полезное дополнение картины "причина непонимания".
Меня давно мучил вопрос: Почему мы смотрим одни и те же фильмы, читаем одни и те же книги, но подавляющее большинство не способны даже раскрыть даже смысл картинки или прямого текста, не говоря уже о метатексте, "междустрочье".
Итог: одна книга = слезы озарения,
а у такого же человека, умного, начитанного, достаточно успешного = ощущение потерянного времени.

Теперь понятнее, что это за "безграмотность" у образованных людей..

Прекрасная статья, пишите для нас ещё и чаще, это очень полезно на самом фундаментальном уровне!!!
Спасибо вам

Рекомендую, присылаю друзья
29 мая
ЮРА ВОЛЯВЕТРОВ
А этот ругающийся в комментах сброд - и есть "образованные интеллигенты".
Очень хорошо иллюстрирует присутствие и % таковых среди читающих.
29 мая

PETER BARDO
Думаю, эту статью нужно репостить без комментариев и ссылаться на насморк, если вдруг кто спросит
31 мая
ANNA KOLODYCH
"от 23 до 30 млн. американцев неграмотны полностью вообще" - и еще от 40 до 50 неграмотны полностью немножко. В тексте про грамотность и образованность удивительное количество ошибок. Пунктуация хромает. Есть просто опечатки. Нередко неудачное построение предложений и стилистические промахи. Создается впечатление, что написанное сгоряча никто не перечитывал.

Приведены сомнительные исследования. Глупый пример про "нигерийского негра". Посмотрите хотя бы это:

По сути текста: звучит скорее как обычное нытье в духе "я так бесконечно умен, как же грустно и одиноко жить среди идиотов", чем как описание реальной проблемы. Автор щекотал свое эго и искал, что отделяет его от "серой массы", и вокруг этого строил весь свой текст, вместо того, чтоб посмотреть на мир вокруг и описать происходящее. Есть впечатление, что текст намеренно размыт (например "только 36% российских школьников обладают достаточными навыками чтения" - что называется "достаточными навыками чтения" и как их проверяли?), чтоб подогнать реальность под представления о мире, которые уже есть у автора.
31 мая

ALEX KAV
Ваша ссылка на Youtube - тоже глупый пример, только подтверждающий правильность выводов автора. Канал Youtube - для функционально неграмотных обывателей!
1 июня

АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВ
Статья - лженаучный бред недавно окончившего ВУЗ гуманитария.
31 мая

ЕЛЕНА ПУРТАГОН
Статья не идеальна, но интересна.
А как пишут современные российские школьники, лучше не видеть: повесишься.
3 июня

ВИКТОРИЯ ХОДУЛОВА
Текст в принципе интересный, но раз все началось с сочинения школьника, то почему бы не спросить его учителя, чему он его учит?
И потом, к чему эти оскорбления ("они все равно не поймут")? Да, у людей есть проблемы, значит их нужно решать, а не использовать их недостатки для самовыражения. Так где же решение? Как им помочь?
12 июня

СВЕТЛАНА САЗАНОВА
Очень актуальная тема, господа. Да, действительно, примерно половина современных студентов с трудом читает тексты со сложносочиненными / сложноподчиненными предложениями и даже предложения с причастными / деепричастными оборотами. У многих - искажаются лица гримасой боли, когда они вынуждены (например, на занятиях в университете) работать с такими текстами. Преподаю в университетах с 1997 и динамику вижу. Как следствие, рост плагиата в студенческих работах. И это не российская специфика. Вчера разговаривала с коллегой из Франции, которая работает в одной из ведущих бизнес-школ Европы, она и ее коллеги считают самой большой проблемой современного европейского образования - обилие плагиата. Очевидно, скоро бороться с ним станет бессмысленно. Не знаю, плохо или хорошо это, но мышление все больше становится поверхностным и "быстрым". Остановить это нельзя. Каков финал - непонятно.
13 июня

ОТЕЦ НАРОДОВ
Отличный тест в тексте с неграми получился. Прямо грозди комментаторов мыслящих стереотипами.
13 июня
Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти или зарегистрироваться на «Сигме».
Понравился текст? Поддержите автора.
МНЕ НРАВИТСЯ




+61
ДОБАВИТЬ В КОЛЛЕКЦИЮ
318884112539
«СИГМА» В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ


Другие тексты коллекции Авторы
Чувства, оскорбленные знанием
Далеко на севере завелась привычка ссылаться на пещерный патернализм очередных оскорбленных. Но все гораздо универсальней! Если на севере самыми оскорбленными считаются слои, поднятые на щит духовности и самобытности,…


50
Жюли Реше. НЕ БЫТЬ СОБОЙ


259
Что мы говорим, когда говорим “слава богу”?
Для современного секулярного (если не антирелигиозного) сознания фразы вроде “слава богу”, “господи, помилуй”, “дай бог” и даже “обожаю”, отнюдь не сводятся к словам-паразитам без значения, вводным конструкциям,…


140
Кристальный слон
Мастерская Дмитрия Брусникина показала самую необычную за четыре года своей деятельности вещь, экспериментальный спектакль «Слон», настолько же странный, насколько и неожиданный. Режиссер Андрей Стадников, художник Шифра Каждан,…


110
Особенности арт-рынка в XXI веке
Книгопродавец: Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать.Поэт: Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся. А.С. Пушкин В разговоре о современном искусстве, невозможно уклонится от темы рыночных…


90
Жан Бодрийяр и Смерть
Всякая вещь или есть или нет.А мед, -я никак не пойму вчем секрет, — он если есть, тоего сразу нет! Винни-Пух Мэри, героиня романа Роберта Хайнлайна «Дети Мафусаила» [1], принадлежала к так называемым «семьям Говарда» —…


120
Бруно Латур о квази-объектах
В 1991 году Бруно Латур опубликовал первую, «негативную» часть манифеста своего антропологического проекта — “Nous n’avons jamais été modernes — essai d’anthropologie symétrique”. В 1993 году с дополнениями…


130
БОЛЬШЕ ТЕКСТОВ
Дарья Сокологорская на «Сигме»
Метода убивать. I. Мазохисты


60
Порнография как инструмент протеста
Сегодня в московском метро было жарко. Не только из–за толп набившегося народа, это всегда в наличии, но вдобавок из–за того, что некие достойные люди взломали сеть бесплатного Wi-Fi и пустили…


84
Вырождение социально-политической сатиры в новой России
Мне определенно нравится смеяться. Я вообще считаю смех особо мощным и летальным оружием, когда дело доходит до символических ценностей. Смех может разрушить любой сотканный образ, нужно только найти торчащую ниточку, что-нибудь…


102
Ассимиляция протеста
Уместно упомянуть о феномене «продажности». Искусство постмодерна любит деньги. Но это неприлично. Особенно неприлично для тех, кто вроде бы пытается переть против системы. Вспомните Курта Кобейна. Он покончил с собой, оставив…


204
Всеми нами любимый форум нуждается в помощи contactadmin. Thank you for coöperation

Аватара пользователя

xxxrex

доктор наук
доктор наук
Сообщения: 5447
Благодарил (а): 346 раз
Поблагодарили: 486 раз

Сообщение 14 июн 2015 12:40

:jgf

Дочитал до конца :)

Однако, хочу сказать, что plain text сам по себе труден для понимания. Нет ничего дурного в том, что подобный текст разбивается абзацами и иллюстрациями. По моему, это норма подачи.

Далее, читать большой массив текста просто неинтересно и жаль времени. Поэтому вольно или невольно стараешься понять основную мысль и пропустить всю остальную "воду" .

Что касается изобилия терминов, скажем, в медицинских текстах, предназначенных для широкой публики, то это вообще вызывает подозрение в профессиональной компетенции пишущего.

Такие вот мысли вслух :)

Аватара пользователя

:jgf

профессор АО
профессор АО
Сообщения: 55387
Благодарил (а): 299 раз
Поблагодарили: 1572 раза

Сообщение 14 июн 2015 13:54

xxxrex
Структурированная подача текста — всегда должна была отвечать следующему принципу.
В блоке, помимо заголовка, должны быть три смысловые части:
[-]— основная мысль. Скажем, причина, побудившая к написанию всего блока;
[-]— развитие основной мысли: что и как нужно сделать, чтобы добиться достижения результата;
[-]— вывод: подтверждение или отрицание основной мысли.
* * * * *

[-]С появлением интернета очень удобно стало подавать любые массивы информации.
[-]Главным условием её восприятия должно быть, безусловно, оформление; хороший и грамотный язык.
[-]Если ты заметил, мне абсолютно не лень подвергнуть текст структурированию на предмет разбиения не только на абзацы, но и соблюдать абзацный отступы. Помимо всего прочего, пройтись дважды по текст на предмет возможных ошибок, автозамен и просто дооформить его — совсем нелишне

Что касается plain text
Безусловно, это — лучшее, что может быть для восприятия.
[-]Причём разбиение на абзацы и текстовые блоки достигается сравнительно простыми приёмами. Всякого рода отбивки позволяют делать структурирование текста простыми средствами.
[-]Например, в режиме редактирования текста на нашем форуме появляются элементы оформления, которых нет изначально в форме ответа
Всеми нами любимый форум нуждается в помощи contactadmin. Thank you for coöperation

Аватара пользователя

teofil

аспирант
аспирант
Сообщения: 1927
Благодарил (а): 30 раз
Поблагодарили: 244 раза

Сообщение 14 июн 2015 14:28

срочно надо отобрать у детей современные гаджеты!!!)

Аватара пользователя

:jgf

профессор АО
профессор АО
Сообщения: 55387
Благодарил (а): 299 раз
Поблагодарили: 1572 раза

Сообщение 14 июн 2015 14:45

Речь не о том, чтобы
teofil писал(а):отобрать у детей современные гаджеты
а в том, чтобы …лет в пять-шесть … в сознании уже были сформированы приемы информационной самозащиты.
И ещё, чтобы уметь, например, хотя бы:
[-]— отфильтровавать рекламный мусор и критично относиться к любым образам на экране;
[-]— сконцентрироваться на чтении одной книги на протяжении долгих часов.
потому что ранний доступ к несущим удовольствие и релаксацию информационным потокам ведёт к стремительной деградации и атрофии синтетических функций мышления.
Всеми нами любимый форум нуждается в помощи contactadmin. Thank you for coöperation

Аватара пользователя

Daad

специалист
специалист
Сообщения: 882
Благодарил (а): 146 раз
Поблагодарили: 58 раз

Сообщение 14 июн 2015 14:45

скорее все наоборот.

Аватара пользователя

:jgf

профессор АО
профессор АО
Сообщения: 55387
Благодарил (а): 299 раз
Поблагодарили: 1572 раза

Сообщение 14 июн 2015 14:55

Daad
Что «все»?


Twitter Синдром
своего рода диагноз — общение в Твиттере. В размер смс — в 140 знаков — нужно упаковать нечто осмысленное.

Наш форум остаётся одним из немногих мест общения.
Всеми нами любимый форум нуждается в помощи contactadmin. Thank you for coöperation

Аватара пользователя

:jgf

профессор АО
профессор АО
Сообщения: 55387
Благодарил (а): 299 раз
Поблагодарили: 1572 раза

Сообщение 14 июн 2015 17:42

Что поразило
[-] Высокий уровень грамотности чтения: способность понимать сложные тексты, критически оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы продемонстрировали только 2% российских учащихся.
[-]А вот если два процента умеющих грамотно читать принять за сто процентов, то сколько процентов из этих ста сможет грамотно писать? А в среднем? А ниже среднего?
[-]Грамотных писателей из числа грамотных читателей, безусловно, должно быть много. Но сколько? Едва ли более десяти процентов. А сколько среди них смогут достаточно точно, просто и кратко излагать свои мысли?
[-]И главное:
Представляете, как пишут оставшиеся или неграмотные?

[-]на этом фоне я даже перестал поправлять неумеющих правильно склонять числительные по падежам. Если они и умеют склонять одну сотню, то на тот же манер они склоняют и от двух до девяти сотен: от ста до двухста, а не до двухсот, например. И так далее. Это ж — зашибись, дорогие товарищи.
[-]И это только количественные числительные. А есть ещё и порядковые.
а представьте такую задачу: написать сложные числительные прописью.

например: „Я располагал двумястами пятьюдесятью тысячами“… :lol:

[-]Вот уж никак не предполагал и совсем не думал, что доживу до времён тотальной безграмотности и это время — двадцать первый век.
Всеми нами любимый форум нуждается в помощи contactadmin. Thank you for coöperation

Аватара пользователя

xxxrex

доктор наук
доктор наук
Сообщения: 5447
Благодарил (а): 346 раз
Поблагодарили: 486 раз

Сообщение 14 июн 2015 20:41

Дорогой :jgf ,с моей точки зрения, я бы не стал уж так сетовать на безграмотность.

Приведу пример своего отпрыска, который вместе с обязательными латынью и английским, факультативно изучает вместе с друзьями ещё и немецкий и французский. Причём, мОлодежь старается непременно подняться в своих знаниях именно до уровня С2 по СЕFR. И это можно только приветствовать.

Могу вспомнить себя в юности, знающего пару слов по-немецки и чуть побольше по-английски. И никакой мотивации к изучению языков. Потом, жизнь расставила всё по местам и пришлось учить английский, что бы владеть им. Хотя бы на уровне В1.

Нет, уровень образованности сегодняшней молодёжи мне определённо нравится.

Аватара пользователя

:jgf

профессор АО
профессор АО
Сообщения: 55387
Благодарил (а): 299 раз
Поблагодарили: 1572 раза

Сообщение 14 июн 2015 21:17

xxxrex
Всё так. Есть разные примеры. [tabs][tabs: ]Жена уехала в командировку на неделю, а муж прожил неделю скотом.[/tabs]
Всеми нами любимый форум нуждается в помощи contactadmin. Thank you for coöperation

Ответить